Анализ результатов исследования детей 9-11 классов города Петрозаводска

Анализ результатов исследования детей 9-11 классов города Петрозаводска

25 февраля 2010 года город Петрозаводск присоединился к движению «Города доброжелательные к детям». Движение – это стратегия, способствующая достижению наиболее высокого качества жизни всех граждан, и особенно детей. Город, доброжелательный к детям, призван способствовать наиболее полной реализации Конвенции о правах ребенка.

В течение последних лет в Петрозаводске проводились исследования, нацеленные на изучение некоторых аспектов благополучия ребенка. В частности, в 2012  и 2013 году было проведено исследование на тему «Оценка благополучия семей с детьми», исследование «Голос Ребенка» и др.

Данное исследование нацелено на изучение такого компонента детского благополучия, как образовательные возможности, хотя были также затронуты и другие сферы жизни ребенка. Анкета, с помощью которой проводилось исследование, содержала в себе 56 вопросов, которые разделены на блоки; каждый блок соответствует одному из показателей образовательного благополучия детей. Это основные сведения, учеба в школе, конфликты в школе, вредные привычки, несчастные случаи в школе, здоровье, настроение, курение, другие негативные явления, здоровые привычки, несчастные случаи в школе, проступки и преступления, дом и друзья. Каждый раздел содержит в себе ряд вопросов, отвечающих основным правам ребенка.

Заполнение анкеты для школьников являлось добровольным. Все данные, полученные в ходе опроса – обезличены.

Исследование (анкетирование) проводилось среди детей старшего школьного возраста с целью исследования благополучия детей в Петрозаводском городском округе. Была выделена группа детей 1999, 2000 и 2001 года рождения. Для опроса детей был подготовлен специальный инструментарий. При помощи электронной анкеты, которую детям предлагалось заполнить на сайте КРОО «Служба социальной поддержки и реабилитации «Возрождение", были собраны сведения об условиях, созданных в школе для успешного обучения и благополучия обучающихся. Как уже было отмечено, анкетирование проводилось среди учащихся 9-11 классов города Петрозаводска.

В опросе приняло участие 980 человек – 537 девочек (54,8%) и 443 мальчика (42,5%).

Общие данные опроса

В опросе приняли участие школьники 1999 года рождения – 428 человек (43,7%); 2000 года рождения – 511 человек (52,1%) и 2001 года рождения – 41 человек (4,2%). Представленная структура соответствует половой и возрастной структуре школьников города.

Блок №1. Учеба в школе

Первые вопросы анкеты были посвящены особенностям обучения в школе – в каком классе обучается респондент, нравится ли ему обучение в образовательном учреждении, собственная оценка нагрузки в школе, собственная оценка успеваемости и пр. Кроме того, в данном блоке анкеты приводились некоторые утверждения, с которыми респонденты могли согласиться или не согласиться. Ученикам было также предложено оценить некоторые физические факторы, которые влияют на процесс обучения – теснота, температура, чистота помещений и пр.

Так, количество детей, обучающихся в 9-х классах составило 562 человека (57,3%), среди учащихся 10-11 классов в опросе приняли участие 418 человек (42,7%).

На вопрос «Нравится ли тебе учиться в школе» ответы распределились следующим образом: немногим более половины респондентов отметили тот факт, что им нравится обучаться в своем образовательном учреждении (52,9%), это не может не радовать. Почти по 7% дали полярные ответы – «очень нравится» и «не нравится»; 33,4% ответили, что им не нравится учиться в школе. Стоит отметить, что на основании полученных ответов мы не можем характеризовать особенности отношения ребенка к своему образовательному учреждению и к обучению в целом. На ответы, безусловно, влияет настроение ребенка в момент заполнения анкеты, его связи с одноклассниками и персоналом образовательного учреждения.

В следующем вопросе респондентам было предложено выбрать вариант ответа, который наиболее полно характеризует степень их загруженности в школе. 19% школьников абсолютно согласились с тем, что у них «слишком большая нагрузка в школе»; более половины отвечающих (54%) на утверждение «У меня слишком большая нагрузка в школе» дали ответ «скорее да, чем нет»; для четверти респондентов характерна небольшая нагрузка в образовательном учреждении.

Следующий вопрос предполагал оценку ребенком своей успеваемости. Большинство респондентов (54,7% или 536 человек) ответили, что у них больше четверок; 29% (284 человека) отметили, что среди оценок преобладают тройки; у 14% (140 человек) преобладают пятерки; наконец, 20 человек ответили, что среди их оценок чаще всего встречаются двойки.

Далее в анкете приводились некоторые высказывания, с которыми школьнику предлагалось согласиться или не согласиться. С утверждением «Учителя одобряют или поддерживают меня, если я высказываю свое мнение на уроках» согласились 620 человек, что составляет 63,3% от общего количества респондентов. С утверждением «Учителя интересуются, как у меня дела» согласилось всего 30% респондентов (305 человек). Далее следовало утверждение «Учителя относятся к нам, ученикам, справедливо», с которым согласилось больше половины школьников (555 человек). С утверждением «Ученикам в моем классе нравится быть вместе согласилось 65% респондентов (635 человек). Со следующим утверждением «В моем классе хорошая спокойная рабочая атмосфера» согласилось 503 человека, что составляет 51% от всех респондентов. Немногим более трети респондентов (36,4%) согласились с тем, что мнения учеников принимают во внимание при планировании учебного процесса. Наконец, только 34% обучающихся 9-11 классов школ города Петрозаводска считают, что им известно, как в своей школе они могут повлиять на школьный процесс.

Далее в анкете в блоке «Учеба в школе» был приведен ряд факторов; респондентам следовало ответить на вопрос о том, мешает ли представленный фактор обучению или нет. Теснота в учебном помещении не мешает большей части респондентов (62%); немного мешает 30% и мешает сильно только 6% школьников. Шум и гам в школе не мешает одной пятой респондентов (22%); немного мешает примерно половине опрашиваемых (52%); сильно мешает 25% респондентов. Плохое освещение учебных помещений не мешает 67% опрашиваемых; немного мешает 27%; наконец, только 5% школьников ответили, что их обучению мешает плохое освещение учебных помещений. Плохой воздух (плохая циркуляция воздуха в учебных помещениях) – еще один фактор, который может препятствовать процессу обучения. Так, 39% респондентов признают отсутствие данного фактора; 41% обучающихся ответили, что им немного мешает приведенный фактор; наконец, почти одна пятая (18%) сказали, что плохая циркуляция воздуха в учебных помещениях, отрицательно влияет на процесс их обучения в школе. Температура не мешает процессу обучения почти четверти школьников (23%); немного мешает половине респондентов (51%); сильно мешает оставшейся четверти респондентов. Такой фактор, как грязь и пыль не мешает процессу обучения больше половины респондентов (57%), немного мешает 31% школьников и сильно мешает лишь 12% детей. Следующий фактор – неудобные столы и стулья. Неудобная мебель не влияет на процесс обучения 42% опрашиваемых; немного влияет на процесс обучения 39% и сильно мешает усвоению знаний 18% опрашиваемых. Места общего пользования – важный фактор, который может повлиять на процесс обучения школьников. Оценка влияния этого фактора заметно отличается от ответов на предыдущие вопросы. Так, лишь одна пятая часть респондентов (21%) ответили, что наличие плохих мест общего пользования не влияет на процесс их обучения; 33% ответили, что этот фактор немного влияет на процесс усвоения знаний в учебном заведении и почти половина респондентов (45%) ответили, что данный фактор мешает процессу их обучения в школе. Неспокойная рабочая атмосфера не влияет на процесс обучения 38% школьников; немного влияет на процесс обучения почти половины опрашиваемых (47%); сильно влияет на успеваемость 14% школьников. Наконец, напряженные отношения между обучающимися – это последний фактор, который, по мнению исследователей, может отрицательно сказаться на процессе обучения школьников в учебном заведении. Так, напряженные отношения не влияют на процесс обучения больше половины респондентов (56%); немного влияют на процесс обучения 34% опрашиваемых и, наконец, сильно отрицательно влияют на процесс обучения 9% школьников города Петрозаводска.

Следующие семь вопросов анкеты, посвященных блоку «Учеба в школе» были направлены на анализ сложностей и проблем в школе, с которыми могут сталкиваться школьники города Петрозаводска. С концентрацией на учебном материале во время уроков не испытывают трудностей 34% опрашиваемых; немногим больше половины респондентов (54%) испытывают небольшие трудности; 12% испытывают много трудностей с концентрацией на учебном материале во время уроков. Что касается работы в группах, то 59% респондентов не испытывают трудности с данной формой работы учителя на уроке; треть опрашиваемых испытывает небольшие трудности, выполняя школьное задание в группе; наконец, только 7% респондентов ответили, что они испытывают трудности при работе в школьных группах. Что касается выполнения заданий, которые требуют самостоятельности, то почти половина школьников (48%) не испытывают трудностей; 38% испытывают небольшие трудности при самостоятельном выполнении заданий и лишь 13% респондентов испытывает много трудностей при выполнении заданий, которые требуют большей самостоятельности от школьников. Выполнение письменных заданий – следующий вид учебной работы, которая может вызвать сложности у школьников. Больше половины опрашиваемых (54%) отметили, что не испытывают трудностей в этом вопросе; 27% отметили, что у них возникают некоторые сложности; наконец, почти одна пятая школьников отметили, что они сталкиваются с большими трудностями при выполнении школьных письменных заданий. 57% опрашиваемых отметили, что они не испытывают сложность при выполнении заданий, связанных с чтением; 30% отметили, что испытывают немного сложностей при подготовке задания; 11% респондентов испытывают много сложностей при выполнении данного типа школьных заданий. Во взаимоотношениях со школьными приятелями большинство детей не испытывает никаких трудностей (63%); почти четверть опрашиваемых имеет небольшие трудности; лишь 13% школьников испытывают значительные трудности в развитии взаимоотношений со школьными приятелями. Последний аспект, который характеризовали школьники – взаимоотношение с учителями. 47% не испытывают трудностей во взаимоотношениях с учителями; 41% испытывают небольшие трудности; 11% респондентов испытывают большие сложности в процессе коммуникации с учителями учебного заведения.

Если школьник, при ответе на вопросы, которые касаются трудностей в школе, ответил положительно (то есть он испытывает трудности), ему было предложено ответить еще на два вопроса, касательно того, к кому он может обратиться за помощью. При анализе данных выяснилось, что 67 (что составляет 6,8% от общего количества респондентов) человек утвердительно ответили на вопрос о сложностях, с которыми они сталкиваются. 50 человек из них получают помощь в школе всегда, когда обращаются за ней, 14 человек – редко получают помощь в школе, и 3 человека ответили, что не получают никакой помои в школе. 54 человека всегда получают помощь дома, 8 человек получают дома помощь и поддержку редко, 5 человек не получают помощи дома.

78% респондентов (767 человек) отметили, что они сталкиваются не только с трудностями не только в пределах учебного заведения. Таким респондентам было предложено ответить на ряд дополнительных вопросов, которые касались того, кто помогает школьникам в решении их проблем. 157 человек отметили, что в решении проблем детям помогает школьный психолог; 558 человек отметили, что они не обращались за помощью к психологу или по каким-то причинам, школьный психолог не помог в решении проблем; 52 человека пропустили данный вопрос. 168 человек отметил помощь социального педагога в решении их проблем; 532 человека не обращались к социальному педагогу или же последний не смог помочь в решении детской проблемы; наконец, 67 человек пропустили этот вопрос. 474 человека отметили помощь классного руководителя в решении личных проблем. Следовательно, мы можем сказать, что дети в пределах учебного заведения теснее всего взаимодействуют с классным руководителем. 255 человек отметили, что они не обращались за помощью к классному руководителю, или же последний не смог помочь в решении проблем ребенка; наконец, 38 человек пропустили этот вопрос. 195 человек отметили помощь директора школы в решении их проблем; 510 школьников ответили, что директор учебного заведения не оказывает детям помощь, или же школьники не обращались за ней; 62 человека пропустили этот вопрос. Также школьникам было предложено написать, к кому еще они обращаются за помощью в решении учебных или личных проблем. Конечно, чаще всего дети обращаются за помощью к родителям или близким родственникам – 31% опрашиваемых; на втором месте друзья, к ним обращаются за помощью 29% школьников; значительно отстают учителя (подразумеваются как классные руководители, так и учителя-предметники), их помощь требуется 16%. К одноклассникам обращаются за помощью 9% опрашиваемых; самостоятельно решают свои проблемы 8% детей; были названы и другие варианты.

Дальше ученикам было предложено ответить на вопрос о том, сколько целых учебных дней он (она) пропустили за последние 30 дней. По болезни либо другой уважительной причине: 42% не пропустили ни одного учебного дня; почти треть респондентов (36%) пропустили до пяти учебных дней; одна пятая часть пропустила больше пяти рабочих дней. Без уважительной причины: ни одного дня не пропустили 73% школьников; до пяти рабочих дней пропустили 22% опрашиваемых; 4% пропустили больше пяти учебных дней без уважительной причины.

Рекомендации:

Необходимо отметить, что у детей присутствует стремление давать социально желательные ответы, эта тенденция может увеличиваться, если ребенок заполняет анкету в присутствии учителей или других взрослых, а также в присутствии сверстников.

Следует обратить внимание на мнение детей о том, что у них «слишком большая нагрузка в школе».

В качестве рекомендации для учителей в образовательных учреждениях может быть предложено больше интересоваться повседневной жизнью своих учеников, разговаривать с детьми на повседневные внеучебные темы, обсуждать сложные жизненные обстоятельства, которые возникают у старшеклассников.

При планировании учебного процесса стараться больше обращать внимание на мнение обучающихся, это же может касаться и внеклассной деятельности, так, одним из показателей детского благополучия, согласно исследованиям Детского Фонда ООН, является степень участия детей в принятии решений, в том числе и в образовательном учреждении.

Видится, необходимо уделить особое внимание влиянию физических факторов на процесс обучения школьников, таким как теснота, температура, чистота, шум и пр.

Отрицательным является то, что большинство детей не обращается за помощью к школьной психолого-педагогической группе – социальный педагог, психолог и др. Необходимой мерой является активизация работы педагогов в этом направлении. Школьники отмечают большую роль классного руководителя в решении их личных и учебных проблем, что, несомненно, является положительным, в то же время практически не упоминается роль учителей-предметников. На основании ответов школьников, можно сделать вывод, что у ребенка в школе отсутствует значимый взрослый, с которым ребенок мог бы решить свои учебные и внеучебные проблемы.

Особое внимание стоит обратить на сплоченность классного коллектива. Анализ ответов показывает, что одноклассники практически не обращаются за помощью к друг-другу в решении личных проблем; многие отвечающие сказали, что испытывают трудности в классном коллективе.

Блок №2. Конфликты в школе

Следующий блок вопросов посвящен конфликтам в школе. Под конфликтами в анкете подразумевалось то, что группа учеников говорит или же делает неприятное какому-либо другому ученику, постоянно его дразнит или унижает. На вопрос о том, случались ли у школьника конфликты с учащимися в школе в этом учебном году больше половины респондентов (65%) ответили отрицательно; 30% отметили, что конфликты случались время от времени; у 4% опрашиваемых конфликты случались регулярно.

78% школьников отметили, что они не являлись инициаторами и не участвовали в конфликтах с другими учениками в этом учебном году; время от времени в конфликтах участвовала одна пятая часть опрошенных; 2% участвовали в конфликтах регулярно.

Ответы на вопрос о том, когда между учащимися возникают конфликты, вмешивался ли кто-нибудь из взрослых в ситуацию, распределились следующим образом: да – 41% респондентов; отрицательный ответ дала четверть респондентов; «не знаю» ответили 32% школьников.

Рекомендации:

Учителям и школьному персоналу стоит обратить особое внимание на конфликты между обучающимися.

Блок № 3. Здоровье

Далее мы переходим к анализу третьего блока вопросов, который посвящен здоровью обучающихся 9-11 классов города Петрозаводска. В первом вопросе данного блока респондентам было предложено самостоятельно оценить свое здоровье. Ответы распределились практически поровну: 49% респондентов оценили свое здоровье, как хорошее, 51% - как среднее.

Далее школьники характеризовали симптомы, которые могли у них проявляться за последние полгода. На вопрос о боли в шее или плечах ответы распределились следующим образом: 59% - редко или никогда; 16% - примерно раз в месяц; 14% - примерно раз в неделю; 9% - почти каждый день. 63% опрашиваемых редко или никогда не испытывают болей в нижней части спины; одна пятая испытывает подобные боли примерно раз в месяц; 10% - примерно один раз в неделю; наконец, 7% испытывают боли в нижней части спины почти каждый день. Боли в животе: 47% редко или никогда не испытывают болей в животе; 35% - испытывают боли в животе примерно один раз в месяц; одна десятая часть опрашиваемых – примерно раз в неделю; 7% испытывают обозначенные боли ежедневно. Треть респондентов (34%) никогда не испытывали раздраженности или нетерпения; 18% сталкиваются с подобным чувством примерно раз в месяц; одна пятая часть раз в неделю; больше четверти респондентов (26%) испытывают раздраженность или нетерпение каждый день. Раздражительность или всплески гнева: 38% школьников испытывают это чувство редко или вовсе не испытывают; одна пятая часть – каждый месяц; 21% - еженедельно; 19% испытывают чувства раздражительности или гнева каждый день. С бессонницей не сталкиваются (или сталкиваются редко) 44% опрошенных школьников; примерно раз в месяц с бессонницей сталкивается 15% школьников; примерно раз в неделю – 16%; каждый день от нарушений сна страдает почти четверть респондентов. Головные боли: 40% - редко или никогда не испытывают головные боли; четверть школьников испытывают головные боли примерно раз в месяц; одна пятая часть – раз в неделю; 14% - каждый день. Наконец, никогда не испытывают состояние усталости или слабости 21% школьников; 16% - примерно раз в месяц; четверть респондентов ощущают чувство усталости или слабости примерно один раз в неделю; 38% сталкиваются с подобным чувством еженедельно.

Далее следовал вопрос о наличии/отсутствии заболевания или травмы, которая мешает ежедневной жизни. 18% утвердительно ответили на данный вопрос, соответственно, 82% - отрицательно.

В этом полугодии не обращались за помощью к врачу 34% респондентов; один раз обращались 32%; два раза и более в текущем полугодии да помощью к врачу обращались 34% респондентов.

На вопрос о наличии в школе специалистов, с которыми можно поговорить на личные темы, только 34% ответили утвердительно, соответственно, 66% школьников говорит об отсутствии в школе специалистов, с которыми можно обсудить личные вопросы.

Средний рост учащихся школ города Петрозаводска составляет 170,7 см; средний вес составляет 60,1 кг.

Рекомендации:

Особое внимание, как в семье, так и в школе следует уделить психическому здоровью ребенка.

Блок №4. Настроение.

Следующие вопросы анкеты посвящены анализу настроения респондентов. Перед школьниками стояла задача ответить на каждый вопрос в соответствии с тем, как он чувствует себя на момент ответов на вопросы анкеты. Как ты относишься к будущему: 67% - с надеждой смотрю в будущее; 17% - мне кажется, что мне не стоит ничего ждать от будущего; 15% школьников не думают о своем будущем.

Одна пятая часть респондентов считают, что им часто везет в жизни; 62% ответили, что их жизнь проходит «нормально»; 12% школьников ответили, что чаще всего им не везет; 6% назвали себя полными неудачниками.

Следующий вопрос касался характеристики собственного ощущения. 46% респондентов чувствуют себя хорошим человеком; почти треть (31%) ответили, что не чувствуют себя «плохим»; 11% респондентов отметили, что достаточно часто ощущают себя «плохим»; одна десятая часть на момент опроса постоянно ощущала, что «ничего из себя не стоит».

Есть ли у тебя чувство разочарования: 41% - «я не чувствую разочарования по отношению к себе»; половина респондентов отметили, что немного разочарованы в себе; 8% «ненавидят» себя.

Большая часть школьников Петрозаводска (52%) отметили, что любят встречаться и болтать с другими людьми; почти треть (29%) сказали, что хотели бы общаться с другими людьми, но, к сожалению, это у них не всегда получается; 12% опрошенных почти полностью потеряли интерес к другим людям, а 6% детей вовсе потеряли интерес к общению с окружающими.

«Как ты принимаешь решения?»: большинство учащихся 9-11 классов (64%) легко справляются с принятием любых решений; 34% испытывают большие сложности с принятием решений; 2% школьников не способны принимать какие-либо решения самостоятельно.

64% детей в целом довольны своей внешностью; четверть респондентов беспокоятся о том, что они могут выглядеть непривлекательно; одна десятая часть уверены в том, что они некрасивы.

Далее респондентам было предложено охарактеризовать свой сон. Половина детей ответили, что спят хорошо; 41% ответили, что часто, просыпаясь по утрам, они чувствуют себя более уставшими чем тогда, когда засыпали; 9% школьников беспокоит бессонница.

«Чувствуешь ли ты усталость или утомление?»: половина опрашиваемых не испытывают усталости; четверть детей отметили, что даже небольшая работа может утомить их; оставшаяся часть детей «слишком устала, чтобы что-либо делать».

Далее опрашиваемым было предложено охарактеризовать свой аппетит. У 81% нет проблем с аппетитом; 14% отметили, что их аппетит гораздо хуже прежнего; 5% жалуются на полное отсутствие аппетита.

15% школьников Петрозаводска кажется, что им необходима помощь в связи с подавленным настроением; половина респондентов дали отрицательный ответ; 35% затруднились ответить на вопрос о необходимости посторонней помощи.

Тем школьникам, которые сталкивались с проблемами, связанными с подавленным настроением, было предложено охарактеризовать, к кому из ближайшего окружения они обращались за помощью. Всего обращались к кому-либо за помощью 77% респондентов. С друзьями обсуждали свои проблемы 67% из тех, кто испытывал сложности; половина нуждающихся в помощи обращались к родителям; всего 5% школьников обращаются по каким-либо вопросам к специалистам.

Рекомендации:

Особое внимание стоит уделить режиму дня обучающихся, оптимальному сочетанию времени работы и отдыха.

Блок №5. Курение  Блок № 6. Другие негативные явления

Следующие четыре вопроса анкеты посвящены характеристике проблемы курения среди детей и подростков города Петрозаводска. «Насколько легко человеку твоего возраста купить сигареты в ближайшем от дома магазине, киоске, автозаправочной станции?»: очень легко – 22%; 31% - в целом легко; достаточно сложно – 8%; 3% - очень сложно; 36% школьников не знают ответа на данный вопрос.

12% среди опрашиваемых – курящие; 88% школьников Петрозаводска не курят.

Для тех, кто утвердительно ответил на вопрос о курении, было предложено ответить еще на один вопрос – вопрос о том, как много сигарет в день выкуривает школьник. Интересно, что на этот вопрос ответило значительно больше школьников чем на вопрос о курении. Так, мы можем считать, что в действительности курящими можно назвать 170 детей, что составляет почти 18% опрашиваемых школьников (а не 12%, как это было отмечено раньше). Так, среди курящих, не более одной пачки в день курит 71%; 15% детей выкуривает до одной пачки в день; соответственно, 14% детей выкуривает более одной пачки сигарет в день.

«Насколько строго ведется контроль за ограничением курения в школе?»: очень строго ведется контроль – 17% школьников; 43% считают, что контроль ведется достаточно строго; наконец, значительная часть школьников (40%) отмечают, что контроль за курением в их учебном заведении, не ведется.

Следующий блок вопросов посвящен анализу других негативных явлений у школьников нашего города. «Насколько легко человеку твоего возраста купить алкоголь средней крепости (пиво, вино, алкогольные коктейли) в ближайшем от дома магазине, киоске?»: 38% считают, что это очень легко сделать; 44% - достаточно легко; и только 18% школьников считают, что это сделать невозможно.

67% опрашиваемых школьников не употребляют алкоголь; одна пятая часть «редко» употребляет алкогольные напитки; 9% употребляют алкоголь примерно один раз в месяц; 4% - раз в неделю или чаще.

Одна десятая часть опрашиваемых школьников знает больше пяти человек среди своих знакомых тех, кто за последний год мог бы пробовать психоактивные вещества (нюхательные, лекарственные препараты, которые вызывают опьянение, курительные смеси, или другие соответствующие вещества); 18% школьников знают от двух до пяти таких человек среди своего окружения; 14% знают только одного человека; наконец, больше половины респондентов (57%) не знают никого из своего окружения, кто бы мог употреблять ПАВ.

85% школьников отрицательно ответили на вопрос о том, предлагали ли им за последний год наркотические вещества или курительные смеси; 15%, соответственно, утвердительно ответили на данные вопрос. Для тех школьников, которые утвердительно ответили на данный вопрос, было предложено ответить еще на один: «Кто предлагал им курительные смеси или наркотические вещества?». Интересно, что ответы на два этих вопроса расходятся: так, в первом случае («Предлагали ли тебе попробовать курительные смеси или наркотические вещества») положительно ответили 148 человек (15%, как было указано), в то же время на следующий вопрос («Если да, то кто предлагал?») ответило уже 187 человек. Практически в 60% случаев из тех, кто предлагает школьникам пробовать ПАВ являются их знакомые или близкие друзья.

Наконец, последний вопрос этого блока был посвящен оценке школьников возможностей своих сверстников достать наркотические вещества в своем населенном пункте. Только 9% опрашиваемых считает, что это сделать «очень легко»; 35% - достаточно легко; больше половины детей (54%) утверждают, что это сделать очень сложно.

Рекомендации:

Усилить контроль за проявлением негативных привычек у обучающихся, формирование ориентации на здоровый образ жизни.

Блок № 7. Здоровые привычки

Первый вопрос блока «Здоровые привычки» был нацелен на то, чтобы узнать, как часто школьники занимаются спортом в свободное время. Так, четверть респондентов занимаются спортом ежедневно; 45% - два-три раза в неделю; 15% - один раз в неделю; наконец, 16% опрашиваемых совсем не уделяет время спорту.

«Как часто ты завтракаешь дома (помимо чая, кое, сока или другого напитка) в течение школьной недели?»: 69% - каждое утро; через день – 9%; один-два раза в неделю – 5%; 17% школьников не завтракают дома.

В следующем вопросе школьникам было предложено выбрать вариант, который, по их мнению, больше всего подходит для описания ужина в их семье. Почти половина респондентов выбрали вариант «ужинаем вместе, вся семья собирается за столом»; 45% отметили, что «ужин готовится, но семья не кушает одновременно»; 5% - «ужин не готовится, каждый ест сам по себе».

В следующем вопросе школьникам было предложено самостоятельно оценить свой вес. Практически половина школьников (49%) считает, что их вес в норме; 16% - вес меньше нормы; четверть опрошенных считают, что их вес немного превышает норму; наконец, одна десятая часть отметили, что их вес явно превышает норму.

«В котором часу ты обычно ложишься спать на неделе?»: примерно в 21.00 или раньше – 2% школьников; примерно с 21.00 до 22.00 – 3% детей; примерно с 22.00 до 23.00 ложится спать 26%; примерно с 23.00 до 24.00 ложится в кровать 39%; после 24.00 укладывается 17% школьников; наконец, после 01.00 укладывается в кровать 13% детей.

Блок № 8. Несчастные случаи в школе

Следующий блок вопросов для школьников города Петрозаводска был посвящен несчастным случаям в школе. 90% респондентов отметили, что в этой четверти на переменах с ними не случалось никаких происшествий, которые повлекли бы за собой обращение к врачу. 86% отметили, что не получали никаких травм на уроках физкультуры в этой четверти; 97% не получали травм на уроках труда; 92% - на других уроках; 91% отметили, что не получали травм в этой четверти по дороге в школу.

Блок № 9. Проступки и преступления

Следующий блок вопросов анкеты направлен на анализ проступков и преступлений среди несовершеннолетних города Петрозаводска. «Писал ли ты или рисовал граффити на стенах, в автобусах, на остановках, на окнах или в других соответствующих местах?»: 88% респондентов – «нет»; 6% - один раз; 6% - чаще одного раза.

На вопрос о намеренном причинении ущерба имуществу или зданию школы 91% школьников ответили отрицательно; 5% - один раз; 4% - чаще одного раза.

Ответы на вопрос о намеренном причинении ущерба иному, не принадлежавшему школе имуществу, ответы респондентов распределились следующим образом: 91% - нет; 5% - один раз; 4% - чаще одного раза.

«Крал ли ты что-нибудь из магазина или киоска?»: 90% - нет; 6% - один раз; 4% - чаще одного раза.

79% школьников не участвовали в драке за последний год; 10% участвовали один раз; 11% участвовали чаще одного раза.

75% школьников не били никого за последний год; 12% - один раз; 13% - чаще одного раза.

81% школьников не употребляли алкогольные напитки, курительные смеси или наркотические вещества в текущем году; 7% - один раз; 12% - чаще одного раза.

93% опрашиваемых отрицательно ответили на вопрос о том, обкрадывали ли или пытались их обокрасть с применением насилия или угрожая таковым. 82% школьников ответили, что их не грозились покалечить за последний год; к 91% детей не применяли насилие.

Блок № 10. Дом и друзья

Наконец, последний блок вопросов анкеты направлен на характеристику отношений школьников дома и с друзьями. Большинство респондентов (84%) отметили, что в данный момент у них есть действительно близкий друг, с которым они могут доверительно беседовать обо всех делах. На вопрос о том, знают ли родители друзей, 61% опрашиваемых ответили утвердительно; 32% отметили, что родители знают не всех друзей; 7% сказали, что родители не знают их друзей. Больше, чем у половины школьников (52%) родители всегда знают, где их ребенок проводит время; 37% ответили, что родители иногда знают об их времяпровождении; у 10% детей родители чаще не знают о том, где ребенок проводит время. 29% детей могут свободно обсуждать с родителями свои дела и делают это всегда; 58% иногда обсуждают с родителями свои дела; 13% опрашиваемых никогда не обсуждает с родителями свои дела.

Выводы и рекомендации:

Способствовать формированию ориентации на здоровый образ жизни и усилить контроль за проявлением негативных привычек обучающихся совместно с родителями.

Особое внимание стоит уделить режиму дня обучающихся, оптимальному сочетанию времени работы и отдыха.

Особое внимание, как в семье, так и в школе следует уделить психическому здоровью ребенка, проявлении психосоматики у старшеклассников, таких как головная боль, боль в животе, бессонница и т.д.

Что касается мнения детей о том, что у них «слишком большая нагрузка в школе», то надо серьезно обратить на это внимание. Отвечая на этот вопрос, возможно, некоторые респонденты имели надежду на сокращение этой нагрузки.

В качестве рекомендации для учителей в образовательных учреждениях может быть предложено больше интересоваться повседневной жизнью своих учеников, разговаривать с детьми на повседневные внеучебные темы, обсуждать жизненные обстоятельства, которые волнуют старшеклассников.

При планировании учебного процесса стараться больше обращать внимание на мнение обучающихся, это же может касаться и внеклассной досуговой деятельности, так, одним из показателей детского благополучия, согласно исследованиям Детского Фонда ООН, является степень участия детей в принятии решений, в том числе и в образовательном учреждении.

Необходимо уделить особое внимание влиянию физических факторов на процесс обучения школьников, таким как теснота, температура, чистота, шум и пр. Возможно, при организации  и планировании косметического ремонта школьных помещений и  создания условий обучающимся,  требуется обратить внимание на мнение школьников по данному вопросу.

Отрицательным является то, что большинство детей не обращается за помощью к школьной психолого-педагогической группе – социальный педагог, психолог и др. Необходимой мерой является активизация работы педагогов в этом направлении. Школьники отмечают большую роль классного руководителя в решении их личных и учебных проблем, что, несомненно, является положительным, в то же время практически не упоминается роль учителей-предметников. На основании ответов школьников, можно сделать вывод, что у ребенка в школе отсутствует значимый взрослый, с которым ребенок мог бы решить свои учебные и внеучебные проблемы.

Особое внимание стоит обратить на сплоченность классного коллектива. Анализ ответов показывает, что одноклассники практически не обращаются за помощью к друг-другу в решении личных проблем; многие отвечающие сказали, что испытывают трудности в классном коллективе.

Учителям и школьному персоналу стоит обратить особое внимание на конфликты между обучающимися.

Следует обратить внимание на тот факт, что очень малая часть респондентов готова обращаться за помощью к психологам, учителям-предметникам, социальным педагогам, завучам и директору школы.

При анализе ответов возникает ощущение, что семья и школа находятся разрозненно, «по разные стороны» в аспектах улучшения детского благополучия. Возможно, классным руководителям и учителям следует уделять больше внимания диалогу с родителями обучающихся как партнерами в воспитании ребенка.

Не могут не радовать ответы детей, свидетельствующие о семейном благополучии и спокойной атмосфере дома.

Кроме того необходимо отметить, что у детей присутствует стремление давать социально желательные ответы, эта тенденция может увеличиваться, если ребенок заполняет анкету в присутствии учителей или других взрослых, а также в присутствии сверстников.