Анализ социологического исследования благополучия детей старшего школьного возраста, проводимого в 2018 году

Анализ результатов исследования благополучия детей старшего школьного возраста Петрозаводского городского округа

25 февраля 2010 года город Петрозаводск присоединился к движению «Город доброжелательный к детям». Движение – это стратегия, способствующая достижению наиболее высокого качества жизни всех граждан, и особенно детей. Город, доброжелательный к детям призван способствовать наиболее полной реализации Конвенции о правах ребенка.

Так, в течение последних лет в Петрозаводске проводились исследования, нацеленные на изучение некоторых аспектов благополучия ребенка. В частности, с 2011 году было проведены исследования «Голос Ребенка», «Оценка благополучия семей с детьми» и др.

Данное исследование нацелено на изучение такого компонента детского благополучия, как образовательные возможности, хотя были также затронуты и другие сферы жизни ребенка. Анкета, с помощью которой проводилось исследование, содержала в себе 56 вопросов, которые разделены на блоки; каждый блок соответствует одному из показателей образовательного благополучия детей. Блоки, в которые сгруппированы вопросы анкеты: основные сведения, учеба в коле, конфликты в школе, вредные привычки, несчастные случаи в школе, здоровье, настроение, курение, другие негативные явления, здоровые привычки, несчастные случаи в школе, проступки и преступления, дом и друзья. Каждый из обозначенных блоков содержал в себе ряд вопросов, отвечающих основным правам ребенка.

Заполнение анкеты для школьников являлось добровольным. Все данные, полученные в ходе опроса – обезличены.

Исследование (анкетирование) проводилось в марте-апреле 2018 года среди детей старшего школьного возраста Комиссией по делам несовершеннолетних и защите прав детей Петрозаводского городского округа совместно с Карельской региональной общественной организацией «Возрождение» с целью исследования благополучия детей в Петрозаводском городском округе. Была выделена группа детей 1999, 2000, 2001 и 2002 года рождения. Для опроса детей был подготовлен специальный инструментарий. При помощи электронной анкеты, которую детям предлагалось заполнить на сайте организации, были собраны сведения об условиях, созданных в школе для успешного обучения и благополучия обучающихся. Как уже было отмечено, анкетирование проводилось среди учащихся 9-х классов города Петрозаводска.

В опросе приняло участие 876 человек – 469 девочек (53,5%) и 407 мальчика (46,5%).

Результаты опроса будут использованы для формирования Плана по достижению целей благополучия детей города Петрозаводска с участием детей родителей, педагогов, общественности, социально-ориентированного бизнеса и лиц, принимающих решения.

В опросе приняли участие школьники 1999 года рождения – 15 человек (1,7%); 2000 года рождения – 58 человек (6,6%), 2001 года рождения – 238 человек (27,2%) и 2002 года рождения – 565 человек (64,5%) (см. диаграмму 2). Представленная структура соответствует половой и возрастной структуре школьников города.

Первые вопросы анкеты были посвящены особенностям обучения в школе – в каком классе обучается респондент, нравится ли ему обучение в образовательном учреждении, собственная оценка нагрузки в школе, собственная оценка успеваемости и пр. Кроме того, в данном блоке анкеты приводились некоторые утверждения, с которыми респонденты могли согласиться или не согласиться. Ученикам было также предложено оценить некоторые физические факторы, которые влияют на процесс обучения – теснота, температура, чистота помещений и пр.

Так, количество детей, обучающихся в 9-х классах составило 704 человека (80,4%), среди учащихся 10-11 классов в опросе приняли участие 172 человек (19,6%).

На вопрос «Нравится ли тебе учиться в школе» ответы распределились следующим образом: около половины респондентов отметили тот факт, что им нравится обучаться в своем образовательном учреждении (47,9%), это не может не радовать. 9,7% ответили, что им не нравится учиться в школе, очень нравится учится – 5,3%, не очень нравится – 37,1% (см. диаграмму 4). Стоит отметить, что на основании полученных ответов мы не можем характеризовать особенности отношения ребенка к своему образовательному учреждению и к обучению в целом. На ответы, безусловно, влияет настроение ребенка в момент заполнения анкеты, его связи с одноклассниками и персоналом образовательного учреждения.

В следующем вопросе респондентам было предложено выбрать вариант ответа, который наиболее полно характеризует степень их загруженности в школе: 16,3% школьников абсолютно согласились с тем, что у них «слишком большая нагрузка в школе»; более половины отвечающих (50,8%) на утверждение «У меня слишком большая нагрузка в школе» дали ответ «скорее да, чем нет»; для трети (32,9%) респондентов характерна небольшая нагрузка в образовательном учреждении.

Следующий вопрос предполагал оценку ребенком своей успеваемости. Большинство респондентов (55% или 482 человек) ответили, что у них больше четверок; 29,7% (260 человека) отметили, что среди оценок преобладают тройки; у 13,8% (121 человек) преобладают пятерки; наконец, 13 человек ответили, что среди их оценок чаще всего встречаются двойки.

Далее в анкете приводились некоторые высказывания, с которыми школьнику предлагалось согласиться или не согласиться. С утверждением «Учителя одобряют или поддерживают меня, если я высказываю свое мнение на уроках» согласились 542 человек, что составляет 61,9% от общего количества респондентов.

С утверждением «Учителя интересуются, как у меня дела» согласилось всего 36,5% респондентов (320 человек).

Далее следовало утверждение «Учителя относятся к нам, ученикам, справедливо», с которым согласилось больше половины школьников (474 человека).

С утверждением «Ученикам в моем классе нравится быть вместе» согласилось 59,9% респондентов (525 человек).

Со следующим утверждением «В моем классе хорошая спокойная рабочая атмосфера» согласилось 376 человека, что составляет 42,9% от всех респондентов.

Немногим более трети респондентов (38,1%) согласились с тем, что мнения учеников принимают во внимание при планировании учебного процесса.

Наконец, только 39,3% обучающихся 9-11 классов школ города Петрозаводска согласились с тем, что им известно, как в своей школе они могут повлиять на школьный процесс.

Далее в анкете в блоке «Учеба в школе» был приведен ряд факторов; респондентам следовало ответить на вопрос о том, мешает ли представленный фактор обучению или нет. Теснота в учебном помещении не мешает почти половине респондентов (49,7%); немного мешает 40,2% и мешает сильно только 10,2% школьников.

Шум и гам в школе не мешает одной шестой части респондентов (17,7%); немного мешает примерно половине опрашиваемых (46,1%); сильно мешает 36,2% респондентов.

Плохое освещение учебных помещений не мешает 62,9% опрашиваемых; немного мешает 28,1%; наконец, только 9% школьников ответили, что их обучению мешает плохое освещение учебных помещений.

Плохой воздух (плохая циркуляция воздуха в учебных помещениях) – еще один фактор, который может препятствовать процессу обучения. Так, 31,6% респондентов признают отсутствие данного фактора; 37,9% обучающихся ответили, что им немного мешает приведенный фактор; наконец, 30,5 сказали, что плохая циркуляция воздуха в учебных помещениях, отрицательно влияет на процесс их обучения в школе.

Температура не мешает процессу обучения почти пятой части школьников (20,9%); немного мешает почти половине респондентов (46,7%); сильно мешает оставшейся части (32,4%) респондентов.

Такой фактор, как грязь и пыль не мешает процессу обучения почти половине респондентов (45,5%), немного мешает 37,7% школьников и сильно мешает лишь 16,8% детей.

Следующий фактор – неудобные столы и стулья. Неудобная мебель не влияет на процесс обучения 40% опрашиваемых; немного влияет на процесс обучения 38,1% и сильно мешает усвоению знаний 21,9% опрашиваемых.

Места общего пользования – важный фактор, который может повлиять на процесс обучения школьников. Оценка влияния этого фактора заметно отличается от ответов на предыдущие вопросы. Так, лишь четвертая часть респондентов (25%) ответили, что наличие плохих мест общего пользования не влияет на процесс их обучения; 30,4% ответили, что этот фактор немного влияет на процесс усвоения знаний в учебном заведении и оставшаяся часть респондентов (44,6%) ответили, что данный фактор мешает процессу их обучения в школе.

Неспокойная рабочая атмосфера не влияет на процесс обучения 31,6% школьников; немного влияет на процесс обучения почти половины опрашиваемых (46,8%); сильно влияет на успеваемость 21,6% школьников.

Наконец, напряженные отношения между обучающимися – это последний фактор, который, по мнению исследователей, может отрицательно сказаться на процессе обучения школьников в учебном заведении. Так, напряженные отношения не влияют на процесс обучения почти половины респондентов (45,5%); немного влияют на процесс обучения 38,1% опрашиваемых и, наконец, сильно отрицательно влияют на процесс обучения 16,3% школьников города Петрозаводска.

Следующие семь вопросов анкеты, посвященных блоку «Учеба в школе» были направлены на анализ сложностей и проблем в школе, с которыми могут сталкиваться школьники города Петрозаводска. С концентрацией на учебном материале во время уроков не испытывают трудностей 31,3% опрашиваемых; немногим больше половины респондентов (58%) испытывают небольшие трудности; 10,7% испытывают много трудностей с концентрацией на учебном материале во время уроков.

Что касается работы в группах, то 53,9% респондентов не испытывают трудности с данной формой работы учителя на уроке; почти треть опрашиваемых (37,4%) испытывает небольшие трудности, выполняя школьное задание в группе; наконец, только 8,7% респондентов ответили, что они испытывают трудности при работе в школьных группах.

Что касается выполнения заданий, которые требуют самостоятельности, то почти половина школьников (48,1%) не испытывают трудностей; 37,6% испытывают небольшие трудности при самостоятельном выполнении заданий и лишь 14,4% респондентов испытывает много трудностей при выполнении заданий, которые требуют большей самостоятельности от школьников.

Выполнение письменных заданий – следующий вид учебной работы, которая может вызвать сложности у школьников. Больше половины опрашиваемых (51%) отметили, что не испытывают трудностей в этом вопросе; 28,3% отметили, что у них возникают некоторые сложности; наконец, почти одна пятая школьников отметили, что они сталкиваются с большими трудностями при выполнении школьных письменных заданий.

56,2% опрашиваемых отметили, что они не испытывают сложность при выполнении заданий, связанных с чтением; 32,1% отметили, что испытывают немного сложностей при подготовке задания; 11,8% респондентов испытывают много сложностей при выполнении данного типа школьных заданий.

Во взаимоотношениях со школьными приятелями большинство детей не испытывает никаких трудностей (55,7%); почти четверть (28,9%) опрашиваемых имеет небольшие трудности; лишь 15,4% школьников испытывают значительные трудности в развитии взаимоотношений со школьными приятелями.

Последний аспект, который характеризовали школьники – взаимоотношение с учителями. 45% не испытывают трудностей во взаимоотношениях с учителями; 42,2% испытывают небольшие трудности; 12,8% респондентов испытывают большие сложности в процессе коммуникации с учителями учебного заведения.

Если школьник, при ответе на вопросы, которые касаются трудностей в школе, ответил положительно (то есть он испытывает трудности), ему было предложено ответить еще на два вопроса, касательно того, к кому он может обратиться за помощью. При анализе данных выяснилось, что из 876 человек 344 (что составляет 39,3% от общего количества респондентов) получают помощь в школе всегда, когда это требуется, 367 респондентов (41,9%) редко ее получают в школе, 89 человек (10,2%) никогда ее не получают и от оставшихся 76 человек не было получено ответа.

При анализе данных выяснилось, что из 876 человек 506 (что составляет 57,8% от общего количества респондентов) получают помощь дома всегда, когда это требуется, 184 респондента (21%) редко ее получают в школе, 105 человек (12%) никогда ее не получают и от оставшихся 81 человека не было получено ответа.

Респондентам было предложено ответить на ряд дополнительных вопросов, которые касались того, кто помогает школьникам в решении их проблем. 187 человек отметили, что в решении проблем детям помогает школьный психолог; 501 человек отметили, что они не обращались за помощью к психологу или по каким-то причинам, школьный психолог не помог в решении проблем; 188 человека пропустили данный вопрос.

189 человек отметил помощь социального педагога в решении их проблем; 501 человек не обращались к социальному педагогу или же последний не смог помочь в решении детской проблемы; наконец, 188 человек пропустили этот вопрос.

483 человека отметили помощь классного руководителя в решении личных проблем. Следовательно, мы можем сказать, что дети в пределах учебного заведения теснее всего взаимодействуют с классным руководителем. 213 человек отметили, что они не обращались за помощью к классному руководителю, или же последний не смог помочь в решении проблем ребенка; наконец, 180 человек пропустили этот вопрос.

194 человек отметили помощь директора школы в решении их проблем; 492 школьников ответ            или, что директор учебного заведения не оказывает детям помощь, или же школьники не обращались за ней; 190 человека пропустили этот вопрос.

Также школьникам было предложено написать, к кому еще они обращаются за помощью в решении учебных или личных проблем. Конечно, чаще всего дети обращаются за помощью к родителям или близким родственникам – 31% опрашиваемых; на втором месте друзья, к ним обращаются за помощью 29% школьников; значительно отстают учителя (подразумеваются как классные руководители, так и учителя-предметники), их помощь требуется 16%. К одноклассникам обращаются за помощью 9% опрашиваемых; самостоятельно решают свои проблемы 8% детей; были названы и другие варианты.

Дальше ученикам было предложено ответить на вопрос о том, сколько целых учебных дней он (она) пропустили за последние 30 дней. По болезни либо другой уважительной причине: 39,5% не пропустили ни одного учебного дня; почти треть респондентов (35%) пропустили до пяти учебных дней; одна четвертая часть пропустила больше пяти рабочих дней.

Без уважительной причины: ни одного дня не пропустили 71,7% школьников; до пяти рабочих дней пропустили 21,7% опрашиваемых; 6,6% пропустили больше пяти учебных дней без уважительной причины.

Рекомендации:

Необходимо отметить, что у детей присутствует стремление давать социально желательные ответы, эта тенденция может увеличиваться, если ребенок заполняет анкету в присутствии учителей или других взрослых, а также в присутствии сверстников.

Что касается мнения детей о том, что у них «слишком большая нагрузка в школе», то к ответу на этот вопрос, можно относиться двояко. Возможно, отвечая на этот вопрос, некоторые респонденты имели надежду на сокращение этой нагрузки.

В качестве рекомендации для учителей в образовательных учреждениях может быть предложено больше интересоваться повседневной жизнью своих учеников, разговаривать с детьми на повседневные внеучебные темы, обсуждать новинки кино, литературы и пр.

При планировании учебного процесса стараться больше обращать внимание на мнение обучающихся, это же может касаться и внеклассной деятельности, так, одним из показателей детского благополучия, согласно исследованиям ООН, является степень участия детей в принятии решений, в том числе и в образовательном учреждении.

Видится, необходимо уделить особое внимание влиянию физических факторов на процесс обучения школьников, таким как теснота, температура, чистота, шум и пр. Возможно, некоторые школьные помещения нуждаются в ремонте и в замене школьной мебели.

Отрицательным является то, что большинство детей не обращается за помощью к школьной психолого-педагогической группе – социальный педагог, психолог и др. Необходимой мерой является активизация работы педагогов в этом направлении. Школьники отмечают большую роль классного руководителя в решении их личных и учебных проблем, что, несомненно, является положительным, в то же время практически не упоминается роль учителей-предметников. На основании ответов школьников, можно сделать вывод, что у ребенка в школе отсутствует значимый взрослый, с которым ребенок мог бы решить свои учебные и внеучебные проблемы. Особое внимание стоит обратить на сплоченность классного коллектива. Анализ ответов показывает, что одноклассники практически не обращаются за помощью к друг-другу в решении личных проблем; многие отвечающие сказали, что испытывают трудности в классном коллективе.

Блок №2. Конфликты в школе

Следующий блок вопросов посвящен конфликтам в школе. Под конфликтами в анкете подразумевалось то, что группа учеников говорит или же делает неприятное какому-либо другому ученику, постоянно его дразнит или унижает. На вопрос о том, случались ли у школьника конфликты с учащимися в школе в этом учебном году больше половины респондентов (55,9%) ответили отрицательно; 38,5% отметили, что конфликты случались время от времени; у 5,6% опрашиваемых конфликты случались регулярно.

69,6% школьников отметили, что они не являлись инициаторами и не участвовали в конфликтах с другими учениками в этом учебном году; время от времени в конфликтах участвовала одна четвертая часть опрошенных; 3,8% участвовали в конфликтах регулярно.

Ответы на вопрос о том, когда между учащимися возникают конфликты, вмешивался ли кто-нибудь из взрослых в ситуацию, распределились следующим образом: да – 40,5% респондентов; отрицательный ответ дала почти треть респондентов; «не знаю» ответили 29,1% школьников.

Рекомендации:

Учителям и школьному персоналу стоит обратить особое внимание на конфликты между обучающимися.

Блок № 3. Здоровье

Далее мы переходим к анализу третьего блока вопросов, который посвящен здоровью обучающихся 9-11 классов города Петрозаводска. В первом вопросе данного блока респондентам было предложено самостоятельно оценить свое здоровье. Ответы распределились следующим образом: 46,9% респондентов оценили свое здоровье, как хорошее, 53,1% - как среднее.

Далее школьники характеризовали симптомы, которые могли у них проявляться за последние полгода. На вопрос о боли в шее или плечах ответы распределились следующим образом: 58,2% - редко или никогда; 16,4% - примерно раз в месяц; 12,1% - примерно раз в неделю; 13,2% - почти каждый день.

60,5% опрашиваемых редко или никогда не испытывают болей в нижней части спины; почти одна пятая (18,3%) испытывает подобные боли примерно раз в месяц; 12,1% - примерно один раз в неделю; наконец, 10,5% испытывают боли в нижней части спины почти каждый день.

Боли в животе: 46,3% редко или никогда не испытывают болей в животе; 36% - испытывают боли в животе примерно один раз в месяц; одна десятая часть опрашиваемых – примерно раз в неделю; 7,1% испытывают обозначенные боли ежедневно.

Больше трети респондентов (37,4%) никогда не испытывали раздраженности или нетерпения; 15,8% сталкиваются с подобным чувством примерно раз в месяц; одна пятая часть раз в неделю; больше четверти респондентов (27,1%) испытывают раздраженность или нетерпение каждый день.

Раздражительность или всплески гнева: 39,3% школьников испытывают это чувство редко или вовсе не испытывают; практически одна пятая часть (18,8%) – каждый месяц; 18,3% - еженедельно; 23,6% испытывают чувства раздражительности или гнева каждый день.

С бессонницей не сталкиваются (или сталкиваются редко) 44,1% опрошенных школьников; примерно раз в месяц с бессонницей сталкивается 14,2% школьников; примерно раз в неделю – 14,8%; каждый день от нарушений сна страдает почти четверть (26,9%) респондентов.

Головные боли: 34,1% - редко или никогда не испытывают головные боли; почти четверть (28,4%) школьников испытывают головные боли примерно раз в месяц; одна пятая часть – раз в неделю; 16,3% - каждый день.

Наконец, никогда не испытывают состояние усталости или слабости 22,8% школьников; 14,7% - примерно раз в месяц; почти пятая часть (21,5%) респондентов ощущают чувство усталости или слабости примерно один раз в неделю; 41% сталкиваются с подобным чувством ежедневно.

Далее следовал вопрос о наличии/отсутствии заболевания или травмы, которая мешает ежедневной жизни. 22,7% утвердительно ответили на данный вопрос, соответственно, 77,3% - отрицательно.

В этом полугодии не обращались за помощью к врачу 29,1% респондентов; один раз обращались 32%; два раза и более в текущем полугодии да помощью к врачу обращались 38,9% респондентов.

На вопрос о наличии в школе специалистов, с которыми можно поговорить на личные темы, только 32,5% ответили утвердительно, соответственно, 67,5% школьников говорит об отсутствии в школе специалистов, с которыми можно обсудить личные вопросы.

Средний рост учащихся школ города Петрозаводска составляет 170,7 см.; средний вес составляет 60,1 кг.

Рекомендации:

Особое внимание, как в семье, так и в школе следует уделить психическому здоровью ребенка.

блок №4. Настроение.

Следующие вопросы анкеты посвящены анализу настроения респондентов. Перед школьниками стояла задача ответить на каждый вопрос в соответствии с тем, как он чувствует себя на момент ответов на вопросы анкеты. Как ты относишься к будущему: 65,4% - с надеждой смотрю в будущее; 18,5% - мне кажется, что мне не стоит ничего ждать от будущего; 16,1% школьников не думают о своем будущем.

Практически одна пятая часть (18,8%) респондентов считают, что им часто везет в жизни; 59,5% ответили, что их жизнь проходит «нормально»; 15,3% школьников ответили, что чаще всего им не везет; 6,4% назвали себя полными неудачниками.

Следующий вопрос касался характеристики собственного ощущения. 45,5% респондентов чувствуют себя хорошим человеком; почти треть (31,2%) ответили, что не чувствуют себя «плохим»; 10,7% респондентов отметили, что достаточно часто ощущают себя «плохим»; 12,6% на момент опроса постоянно ощущала, что «ничего из себя не стоящим».

Есть ли у тебя чувство разочарования: 42,6% - «я не чувствую разочарования по отношению к себе»; половина респондентов (47,4%) отметили, что немного разочарованы в себе; 10% «ненавидят» себя.

Почти половина школьников Петрозаводска (48,6%) отметили, что любят встречаться и болтать с другими людьми; почти треть (34,1%) сказали, что хотели бы общаться с другими людьми, но, к сожалению, это у них не всегда получается; 10,4% опрошенных почти полностью потеряли интерес к другим людям, а 6,8% детей вовсе потеряли интерес к общению с окружающими.

«Как ты принимаешь решения?»: большинство учащихся  (61,8%) легко справляются с принятием любых решений; 34,9% испытывают большие сложности с принятием решений; 3,3% школьников не способны принимать какие-либо решения самостоятельно.

59,9% детей в целом довольны своей внешностью; четверть респондентов беспокоятся о том, что они могут выглядеть непривлекательно; 14,3% уверены в том, что они некрасивы.

Далее респондентам было предложено охарактеризовать свой сон. Половина (50,7%) детей ответили, что спят хорошо; 37,6% ответили, что часто, просыпаясь по утрам, они чувствуют себя более уставшими чем тогда, когда засыпали; 11,8% школьников беспокоит бессонница.

«Чувствуешь ли ты усталость или утомление?»: половина (50,6%) опрашиваемых не испытывают усталости; четверть детей отметили, что даже небольшая работа может утомить их; оставшаяся часть детей «слишком устала, чтобы что-либо делать».

Далее опрашиваемым было предложено охарактеризовать свой аппетит. У 80% нет проблем с аппетитом; 14,5% отметили, что их аппетит гораздо хуже прежнего; 5,5% жалуются на полное отсутствие аппетита.

16,3% школьников Петрозаводска кажется, что им необходима помощь в связи с подавленным настроением; почти половина респондентов дали отрицательный ответ; 34,7% затруднились ответить на вопрос о необходимости посторонней помощи.

Тем школьникам, которые сталкивались с проблемами, связанными с подавленным настроением, было предложено охарактеризовать, к кому из ближайшего окружения они обращались за помощью. Всего обращались к кому-либо за помощью 77% респондентов. С друзьями обсуждали свои проблемы 56,3% из тех, кто испытывал сложности.

Меньше половины (46%) нуждающихся в помощи обращались к родителям.

Всего 8,7% школьников обращаются по каким-либо вопросам к специалистам.

Рекомендации: особое внимание стоит уделить режиму дня обучающихся, оптимальному сочетанию времени работы и отдыха.

Блок №5. Курение Блок № 6. Другие негативные явления

Следующие четыре вопроса анкеты посвящены характеристике проблемы курения среди детей и подростков города Петрозаводска. «Насколько легко человеку твоего возраста купить сигареты в ближайшем от дома магазине, киоске, автозаправочной станции?»: очень легко – 25,8%; 32,8% - в целом легко; достаточно сложно – 9,7%; 3,7% - очень сложно; 28,1% школьников не знают ответа на данный вопрос.

15,8% среди опрашиваемых – курящие; 84,2% школьников Петрозаводска не курят.

Для тех, кто утвердительно ответил на вопрос о курении, было предложено ответить еще на один вопрос – вопрос о том, как много сигарет в день выкуривает школьник. Интересно, что на этот вопрос ответило значительно больше школьников чем на вопрос о курении. Так, мы можем считать, что в действительности курящими можно назвать 203 детей, что составляет почти 23,2% опрашиваемых школьников (а не 15,8%, как это было отмечено раньше). Так, среди курящих, не более половины одной пачки в день курит 75,4%; 13,8% детей выкуривает до одной пачки в день; соответственно, 10,8% детей выкуривает более одной пачки сигарет в день.

«Насколько строго ведется контроль за ограничением курения в школе?»: очень строго ведется контроль – 15,4% школьников; 37,1% считают, что контроль ведется достаточно строго; наконец, значительная часть школьников (47,5%) отмечают, что контроль за курением в их учебном заведении, не ведется.

Следующий блок вопросов посвящен анализу других негативных явлений у школьников нашего города. «Насколько легко человеку твоего возраста купить алкоголь средней крепости (пиво, вино, алкогольные коктейли) в ближайшем от дома магазине, киоске?»: 38,2% считают, что это очень легко сделать; 46,1% - достаточно легко; и только 15,6% школьников считают, что это сделать невозможно.

62,9% опрашиваемых школьников не употребляют алкоголь; одна пятая часть «редко» употребляет алкогольные напитки; 9,2% употребляют алкоголь примерно один раз в месяц; 7,9% - раз в неделю или чаще.

11,8% опрашиваемых школьников знает больше пяти человек среди своих знакомых тех, кто за последний год мог бы пробовать психоактивные вещества (нюхательные, лекарственные препараты, которые вызывают опьянение, курительные смеси, или другие соответствующие вещества); 19,9% школьников знают от двух до пяти таких человек среди своего окружения; 14,6% знают только одного человека; наконец, больше половины респондентов (53,8%) не знают никого из своего окружения, кто бы мог употреблять ПАВ.

80,8% школьников отрицательно ответили на вопрос о том, предлагали ли им за последний год наркотические вещества или курительные смеси; 19,2%, соответственно, утвердительно ответили на данные вопрос.

Для тех школьников, которые утвердительно ответили на данный вопрос, было предложено ответить еще на один: «Кто предлагал им курительные смеси или наркотические вещества?». Интересно, что ответы на два этих вопроса расходятся: так, в первом случае («Предлагали ли тебе попробовать курительные смеси или наркотические вещества») положительно ответили 168 человек (19,2%, как было указано), в то же время на следующий вопрос («Если да, то кто предлагал?») ответило уже 238 человек. 55,9% случаев из тех, кто предлагает школьникам пробовать ПАВ являются их знакомые или близкие друзья.

Наконец, последний вопрос этого блока был посвящен оценке школьников возможностей своих сверстников достать наркотические вещества в своем населенном пункте. 16% опрашиваемых считает, что это сделать «очень легко»; 30,5% - достаточно легко; больше половины детей (53,5%) утверждают, что это сделать очень сложно.

Рекомендации:

Формировать вместе с родителями у каждого ребенка привычку вести здоровый образ жизни, отвращение и неприятие антисоциальных явлений, усилить  контроль за проявлением негативных привычек у обучающихся.

Блок № 7. Здоровые привычки

Первый вопрос блока «Здоровые привычки» был нацелен на то, чтобы узнать, как часто школьники занимаются спортом в свободное время. Так, четверть респондентов занимаются спортом ежедневно; 39,8% - два-три раза в неделю; 15,4% - один раз в неделю; наконец, 19,5% опрашиваемых совсем не уделяет время спорту.

«Как часто ты завтракаешь дома (помимо чая, кое, сока или другого напитка) в течение школьной недели?»: 67,7% - каждое утро; через день – 8,9%; один-два раза в неделю – 7,5%; 15,9% школьников не завтракают дома.

В следующем вопросе школьникам было предложено выбрать вариант, который, по их мнению, больше всего подходит для описания ужина в их семье. Почти половина респондентов выбрали вариант «ужинаем вместе, вся семья собирается за столом»; 44,6% отметили, что «ужин готовится, но семья не кушает одновременно»; 4,8% - «ужин не готовится, каждый ест сам по себе».

В следующем вопросе школьникам было предложено самостоятельно оценить свой вес. Немногим меньше половины опрошенных школьников (45%) считает, что их вес в норме; 13,8% - вес меньше нормы; 28,5% опрошенных считают, что их вес немного превышает норму; наконец, 12,7% отметили, что их вес явно превышает норму.

«В котором часу ты обычно ложишься спать на неделе?»: примерно в 21.00 или раньше – 2,4% школьников; примерно с 21.00 до 22.00 – 6,3% детей; примерно с 22.00 до 23.00 ложится спать 28,2%; примерно с 23.00 до 24.00 ложится в кровать 32,8%; после 24.00 укладывается 17,1% школьников; наконец, после 01.00 укладывается в кровать 13,2% детей.

Блок № 8. Несчастные случаи в школе

Следующий блок вопросов для школьников города Петрозаводска был посвящен несчастным случаям в школе. 87,9% респондентов отметили, что в этой четверти на переменах с ними не случалось никаких происшествий, которые повлекли бы за собой обращение к врачу.

81,4% отметили, что не получали никаких травм на уроках физкультуры в этой четверти

95,4% не получали травм на уроках труда

87,9% не получали травм на других уроках

87,6% отметили, что не получали травм в этой четверти по дороге в школу

Блок № 9. Проступки и преступления

Следующий блок вопросов анкеты направлен на анализ проступков и преступлений среди несовершеннолетних города Петрозаводска. «Писал ли ты или рисовал граффити на стенах, в автобусах, на остановках, на окнах или в других соответствующих местах?»: 85,6% респондентов – «нет»; 8,9% - один раз; 5,5% - чаще одного раза

На вопрос о намеренном причинении ущерба имуществу или зданию школы 91,6% школьников ответили отрицательно; 5,1% - один раз; 3,3% - чаще одного раза

Ответы на вопрос о намеренном причинении ущерба иному, не принадлежавшему школе имуществу, ответы респондентов распределились следующим образом: 89,6% - нет; 6,6% - один раз; 3,8% - чаще одного раза (

«Крал ли ты что-нибудь из магазина или киоска?»: 87,3% - нет; 7% - один раз; 5,7% - чаще одного раза

71,6% школьников не участвовали в драке за последний год; 13,8% участвовали один раз; 14,6% участвовали чаще одного раза

68,6% школьников не били никого за последний год; 13,9% - один раз; 17,5% - чаще одного раза

77,4% школьников не употребляли алкогольные напитки, курительные смеси или наркотические вещества в текущем году; 10,2% - один раз; 12,4% - чаще одного раза

91,6% опрашиваемых отрицательно ответили на вопрос о том, обкрадывали ли или пытались их обокрасть с применением насилия или угрожая таковым

77,1% школьников ответили, что их не грозились покалечить за последний год

К 87,8% детей не применяли насилие

Блок № 10. Дом и друзья

Наконец, последний блок вопросов анкеты направлен на характеристику отношений школьников дома и с друзьями. Большинство респондентов (82,4%) отметили, что в данный момент у них есть действительно близкий друг, с которым они могут доверительно беседовать обо всех делах

На вопрос о том, знают ли родители друзей, 61,5% опрашиваемых ответили утвердительно; 32,3% отметили, что родители знают не всех друзей; 6,2% сказали, что родители не знают их друзей

Больше, чем у половины школьников (53,3%) родители всегда знают, где их ребенок проводит время; 36,3% ответили, что родители иногда знают об их времяпровождении; у 10,4% детей родители чаще не знают о том, где ребенок проводит время

34,1% детей могут свободно обсуждать с родителями свои дела и делают это всегда; 50,8% иногда обсуждают с родителями свои дела; 15,1% опрашиваемых никогда не обсуждает с родителями свои дела

Выводы и рекомендации:

Способствовать формированию ориентации старшеклассников на здоровый образ жизни и способствовать профилактике негативных привычек у каждого ребенка совместно с родителями.

Особое внимание стоит уделить оптимальному режиму дня обучающихся, сочетанию времени учебы и отдыха.

Как в семье, так и в школе следует уделить серьезное внимание психическому здоровью ребенка, обратить особое внимание на проявление психосоматических симптомов, таких как головная боль, боль в животе, плохой сон и т.д.

Необходимо уделить особое внимание влиянию физических факторов на процесс обучения школьников, таким как теснота, температура, чистота, шум и пр. При подготовке школы к новому учебному году, при организации и планировании косметического ремонта школьных помещений и создания условий для обучения, требуется обратить внимание на мнение школьников по данному вопросу.

Одним из индикаторов детского благополучия, согласно исследованиям Детского Фонда ООН, является степень участия детей в принятии решений в отношении своей жизни, в том числе и в образовательном учреждении. Надо обратить серьезное внимание на мнение детей о том, что в школе «слишком большая нагрузка» и они не могут в большинстве случаев повлиять на учебный процесс. Необходимо в планировании учебно-воспитательного процесса больше обращать внимание на участие и мнение детей, вовлечение каждого ребенка в повседневную жизнь школьного и классного коллектива, а именно -  достижение понимания каждым ребенком, что он может повлиять на качество учебного процесса и жизнь общешкольного коллектива.

Вызывает беспокойство то, что большинство детей не обращается за помощью к школьной психолого-педагогической службе – социальный педагог, психолог и др. Необходимой мерой является активизация работы в этом направлении. Школьники отмечают большую роль классного руководителя в решении их личных и учебных проблем, что, несомненно, является положительным, в то же время практически не упоминается роль учителей-предметников. На основании ответов школьников, можно сделать вывод, что у ребенка в школе отсутствует значимый взрослый, с которым ребенок мог бы обсуждать свои учебные трудности и возникающие проблемы, вопросы взаимоотношений с одноклассниками.

Особое внимание стоит обратить на сплоченность классного коллектива. Анализ ответов показывает, что одноклассники практически не обращаются за помощью друг к другу в решении личных проблем; многие респонденты высказали мнение, что испытывают трудности в общении, сталкиваются с психологическими трудностями и пренебрежением в классном коллективе. В качестве рекомендации для учителей в образовательных учреждениях может быть предложено больше интересоваться повседневной жизнью своих учеников, разговаривать с детьми на важные темы, обсуждать жизненные обстоятельства и ситуации, которые волнуют старшеклассников, а также изучить проблему и причины школьного буллинга, проявлениями отторжения, жестокости и травли среди детей.

При анализе ответов возникает ощущение, что семья и школа находятся разрозненно, «по разные стороны» в аспектах улучшения детского благополучия.

Администрации, учителям, представителям социально-психологической службы и обслуживающему персоналу стоит обратить особое внимание на налаживанию диалога между учителем и родителем о ребенке, на причины конфликтных ситуаций между обучающимися, нарастание агрессивного поведения среди детей среднего подросткового возраста, а также уделить внимание сплоченности и поддержке друг друга в детском коллективе.

Классным руководителям, учителям и специалистам следует уделять больше внимания диалогу с родителями как партнерами и экспертами в воспитании ребенка, опираясь и укрепляя сильные стороны ребенка как факторы защиты от негативных явлений в детской субкультуре.

Обратить внимание и на тот факт, что очень малая часть респондентов готова обращаться за помощью к психологам, учителям-предметникам, социальным педагогам, завучам и директору школы.

Радуют ответы тех детей, которые свидетельствуют о семейном благополучии и спокойной атмосфере дома, однако если ребенок в семье с трудной жизненной ситуацией, то школьная и досуговая среда могут компенсировать проблемы в семейной жизни ребенка.

Кроме того, необходимо отметить, что у детей присутствует стремление давать социально желательные ответы, эта тенденция может увеличиваться, если ребенок заполняет анкету в присутствии учителей или других взрослых, а также в присутствии сверстников.