БЕЛОМОРСКИЙ КАНАЛ

 Константин Гнетнев,

писатель и публицист,

автор книги об истории

Беломорско-Балтийского канала (2003),

руководитель отделения Союза писателей России

в Республике Карелия.

Беломорский канал

В середине 30-х годов прошлого века о Беломорско-Балтийском канале  знал весь мир. О нем писали газеты Старого и Нового Света. Его посещали  десятки журналистов и писателей, имена которых и сегодня живы в мировой литературе, -- Марин Андерсен Нексе, Максим Горький, Алексей Толстой. Однако нескончаемая череда военных конфликтов и войн, которыми в памяти человечества остался печально знаменит ХХ век, выплеснула на страницы газет новые сенсации. И о канале забыли.

Фото из архива ББК

 

Забытый памятник

 

Забвение последовало почти сразу. Уже в конце 30-х годов, когда напряженность во взаимоотношениях СССР и Финляндии перешла в стадию войны, Беломорско-Балтийский канал, судоходная трасса которого была проложена менее чем в сотне километров от финской границы, был закрыт для посещения.  После советско-финляндской началась вторая Мировая война, и общественности стало вовсе не до каналов. Однако сам Беломорско-Балтийский водный путь никуда не делся, он продолжал и продолжает работать. Мало того, интерес к его истории год от года только возрастает. Теперь ББК все чаще и чаще именуют "памятником эпохи сталинизма". Фото из архива ББК

Однако с таким определением согласны не все. Некоторые считают, что сталинизму достаточно памятников на Лубянской площади в Москве и на Большом Соловецком острове в Белом море. А ББК следует признать памятником российским конструкторам, инженерам и рабочим. Именно они спроектировали и всего за 20 месяцев прорубили в скалах и в каменистой северной земле искусственную судоходную трассу протяженностью 227 километров. К слову, Кильский канал длиной всего 99 километров строили 96 месяцев, а Панамский (81 километр) 396 месяцев. Напомню, что ББК построен в Приполярье, у порога Арктического региона, где девять месяцев в году холодно, а в остальное время просто прохладно.

Какие бы теперь мнения не существовали, Беломорский канал остается в мировой истории явлением уникальным. До сих пор он привлекает историков, которые изучают на его примере трансформацию власти по отношению к собственному народу. ББК уникален в инженерном смысле, как гидротехническое сооружение.  Никогда прежде в таком массовом порядке в конструкциях важнейших плотин и гидроузлов не применялось дерево. Здесь и до сего времени служат деревянные элементы в конструкциях плотин. Беломорский канал интересен специалистам в качестве "наглядного пособия" по истории карательных органов СССР начала века.  "Архипелаг ГУЛАГ" (по определению Нобелевского лауреата А. И. Солженицына) начинался именно здесь. Все это дает основание говорить о Беломорско-Балтийском канале как о феномене ушедшего в историю ХХ века.

Политические предпосылки

 

После октябрьского (1917 года ) переворота и захвата власти в России большевики во главе с Владимиром Ульяновым (Лениным) предприняли целый ряд решительных шагов к тому, чтобы власть эту утвердить "окончательно и бесповоротно". Именно такими словами обозначил ближайшие цели ВКП(б) ее тогдашний вождь Ленин. Был подписан крайне невыгодный и позорный Брестский мир с Германией. В течение трех лет (1919-1921 годы) с юга и до севера России прокатилась кровавая братоубийственная Гражданская война. В результате сотни тысяч молодых и сильных мужчин погибли на полях сражений, тысячи были расстреляны большевиками и вынуждены были бежать за границу.

В середине 20-х годов население страны стало испытывать голод. В ряде центральных черноземных областей России стихийно возникли крестьянские восстания.  Они были жестко подавлены частями регулярной армии. Однако это обстоятельство позволило новой большевистской власти сформулировать свою политику по отношению к крестьянам, особенно зажиточным, самостоятельным, как откровенно враждебную. В официальный лексикон ввели новое понятие – "кулак". В прессе началась массированная пропагандистская кампания по "уничтожению "кулака" как класса".

В результате подобной политики, с помощью репрессий, большевики избавились от настоящих и мнимых врагов внутри страны.  Ими они  заполнили тюрьмы и концентрационные лагеря. Но жизнь людей, простых граждан от этого лучше не становилась. Если раньше, в 1919-м, 1920-м годах и позже, это обстоятельство еще можно было пропагандистски объяснить наличием множества "врагов" – в Кремле, в министерствах, на заводах, фабриках и в сельском хозяйстве, то теперь возникла серьезная проблема. Советской власти оказались жизненно необходимы успехи в экономике. Без реальных побед в развитии транспорта, металлургии, без хозяйственного освоения новых территорий громадного государства большевикам невозможно было рассчитывать на укрепление авторитета в мировом сообществе.

В этих условиях идея строительства Беломорского канала оказалась как нельзя кстати. Именно на Беломорском канале большевики решили показать  миру свое умение решать грандиозные хозяйственные задачи. Была поставлена и еще одна крупная международная цель. Она заключалась в том, чтобы  продемонстрировать возможности и преимущества нового социалистического строя.

Беломорский канал для решения подобной цели оказался как нельзя удобен. Его проект был известен в России уже несколько веков и многократно отвергался царской властью как "невыполнимый".

История идеи

 

Путь из Белого моря, что на Северо-Западе России, в центральные районы страны через естественную систему рек и озер был известен торговым людям с XVI века. За несколько десятилетий до этого Москва присоединила к себе Новгородскую феодальную республику. Большие холодные пространства вдоль берегов Белого моря, Поморье, стало неотъемлемой частью Русского национального государства. Эти территории стали именовать Русским Севером или Двинской землей.

С этого времени устанавливаются прочные торговые и хозяйственные связи Русского Севера с центральными регионами Российской Империи. В 1584 году в устье реки Северной Двины был заложен город Архангельск, единственный в то время морской порт в России.

В Поморье строились новые города, развивались промышленность, сельское хозяйство и торговля.  Однако все более и более фактором, сдерживающим развитие территории, становилось отсутствие коммуникаций. Сегодня трудно себе даже представить, каких неимоверных трудов стоила купцам доставка с берегов Белого моря на рынки Нижнего Новгорода, Петербурга, Москвы и других русских городов рыбы, жира, шкур морского зверя, разного рода изделий ремесленников-поморов.

Однако купеческие обозы могли передвигаться только зимой, когда мороз сковывал надежным панцирем гигантские пространства болот, наводил ледяные "мосты" через бесчисленные ручьи, порожистые реки и сотни больших и малых озер. Тысячи лошадиных упряжек с товаром скапливались в крупных селениях побережья – Сороке, Сумском Посаде, Повенце и других в ожидании  крепких морозов.

О сухопутной дороге и речи не могло быть по причине невероятной дороговизны строительства. Об этом знали, и подобные проекты даже не выдвигались. В этом северном водном мире более заманчивым казалось сооружение судоходного пути. Купцы знали, где крупные и мелкие озера так близко примыкают берегами друг к другу, что достаточно усилий десятка мужчин, чтобы перетянуть их с помощью волоков из одного в другое.  Им было известно, где протекают реки, способные нести груженые лодки. Мало того, сотни купцов десятилетиями пользовались этими путями.

Именно купцу из поморского города Кемь Федору Антонову  принадлежит авторство одного из первых проектов Беломорского канала. Ф. Антонов, прах которого ныне покоится в ограде Успенского собора города Кеми, не только первым с точностью указал направление будущей судоходной трассы. Он справедливо отметил, что от строительства канала зависит дальнейшее развитие всего Русского Севера.

К слову сказать, Федор Михайлович Антонов на собственном примере доказал реальность  проекта соединения искусственным судоходным путем Белого моря с Балтийским морем -- через крупнейшие озера Европы -- Онежское и Ладожское и по рекам Выг, Свирь и Нева. В 1824 год он произвел сенсацию на рынках Петербурга. С помощью грузовых лодок и гребцов, по открытой воде, в августе, а не по льду, в ноябре, он доставил из Поморья большую партию товара. Чтобы успех не показался случайным, на следующий год Ф. М. Антонов нанял гребцов и вновь прибыл в Петербург с товаром на четыре месяца раньше конкурентов.

История обсуждения идеи Беломорского канала в российском обществе насчитывает без малого полтора столетия. За это время библиотека его реальных и полуфантастических проектов достигла полутора десятков. Кого только нет среди авторов – русские и иностранные инженеры и авантюристы, ученые с мировыми именами и даже… офицер царской секретной службы -- жандармский полковник. В 1900 году проект Беломорского канала, разработанный русским ученым профессором В. Е. Тимоновым, получил золотую медаль Парижской Всемирной выставки.

Тем не менее, власти в России так и не решились начать строительство. Их не на шутку пугали громадные северные пространства болот, полное бездорожье, крайне низкая плотность местного населения и в этой связи очень большие ожидаемые затраты. Один за другим правители России отклоняли проекты с такими формулировками: "Не стоящий внимания…", "Неудобно и несвоевременно!", "Неудобен ввиду массы озер…" и так далее.

В самом начале XX века общественная дискуссия по поводу строительства Беломорского канала достигла предельного накала. Правительство сдалось. В журнале "Русское судоходство" № 5-6 было опубликовано давно ожидаемое, но от этого не менее сенсационное сообщение: "Министерство путей сообщения утвердило проект канала". Только вот спустя несколько месяцев, в конце октября 1917 года, произошел октябрьский переворот. К власти в России пришли большевики во главе с Ульяновым-Лениным.

 "Любимец дьявола"

 

 Возникает естественный вопрос: почему царское правительство в течение без малого двух веков не могло отыскать в казне средств на строительство Беломорского канала, а большевики в 1931 году нашли? Напомним, что к этому времени Россия была буквально измотана войнами: 1914 год – Империалистическая война, 1917 год – переворот, сопровождавшийся кое-где резней, крахом экономики и векового общественного устройства, 1919-1921 годы – Гражданская война…

Кто тот герой, который указал властям на громадные ресурсы, без которых осуществление столь масштабного проекта было бы невозможно? Его имя Нафталий Аронович Френкель.

Скромный еврейский мальчик рано начал работать в южном городе  Одесса, что на берегу Черного моря, простым конторским служащим. Ему едва исполнилось 15 лет. Однако незаурядный ум, блестящая память и неприхотливость в быту быстро позволили сделать успехи в коммерции. Возможности, которые давала незаурядным людям в 20-е годы новая экономическая политика большевиков (НЭП), бурное развитие торговли и связанная с ней спекуляция в международном масштабе, позволили Френкелю фантастически разбогатеть.

Не прошло и нескольких лет, как власти в Одессе были им поголовно коррумпированы. Даже одесское подразделение знаменитой ЧК (чрезвычайной комиссии) находилось чуть ли не на содержании всемогущей "империи Френкеля". К середине 20-х годов Френкель вместе со своим новым другом и партнером, знаменитым бандитом по кличке "Япончик", стали представлять собой реальную угрозу югу страны.  Вместе с соратниками по преступной группировке Френкель настолько почувствовал себя хозяином положения, что всерьез верил в собственную безнаказанность. В Москве в условиях строжайшей тайны была разработана и осуществлена специальная операция. В результате Френкель был арестован и приговорен к казни.  И только одному ему из всей группы в самый последний момент казнь заменили на 10 лет заключения на далеком острове в Белом море. Этот остров известен всему миру. Он называется Соловецким. Или коротко --  Соловки.

Соловки

Соловецкий остров с древним мужским монастырем, известным уже три века, к 1924 году был превращен  большевиками в громадный  концентрационный лагерь. Сюда ссылали офицеров царской армии, священников Русской Православной церкви, философов, ученых, литераторов --  реальных и мнимых политических противников нового строя, а вместе с ними  и разного рода люмпенов, осужденных за воровство, жульничество, разбои и проституцию.

Лагерь на далеком скалистом острове в холодном море, откуда за все время никому так и не удалось сбежать, до появления Френкеля был обычным местом заключения. Здесь работали, выпускали журнал и газету, ставили сельскохозяйственные опыты, собирали коллекции для местного музея, ставили постановки и спектакли в собственном театре. Священники и епископы служили в церкви, а спортсмены играли в футбол и бегали на лыжах.

Деятельная натура Френкеля не позволила ему смириться с тем, что тысячи заключенных в лагере "слоняются без дела", "бездельничают". Он искал и нашел возможность сделать карьеру и здесь, в концентрационном лагере. И вскоре такой повод представился, деятельный заключенный Френкель был замечен, ему в начале вдвое сократили срок заключения, а затем и вовсе освободили. Н. А. Френкель был назначен начальником производственного (экономического) отдела Соловецкого лагеря.

Добравшись до власти, Френкель стал методично превращать лагерь в  изощренную каторгу, которой еще не знала Россия. Были закрыты журнал, газета, театр, музей. Над учеными и священниками стали глумиться. Люди гибли тысячами от непосильного труда, плохого питания, антисанитарии,  издевательств,  пыток и расстрелов без суда и следствия.

Френкель доказывал властям, что лагерь, а точнее -- каторга должна стать громадным предприятием и приносить государству большие доходы. Он разрабатывает проекты новых лагерей-предприятий, предлагая устроить их даже на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане.

Идеи Френкеля понравились советской большевистской власти в России. Они обещали такой громадный ресурс, которого страна еще не знала. В мае и июне 1929 года вопрос об использовании труда заключенных трижды рассматривали на заседании высшего руководства страны – на Политбюро Центрального Комитета ВКП (б). И приняли, как руководство к действию. Первым объектом, на котором было решено использовать почти бесплатный ресурс новой большевистской каторги, стал Беломорский канал.

Бакенщик на канале. Фото из архива ББК

Русская "матрешка" по-большевистски

 

В 1930 году в России сформировали структуру карательных органов, которая наиболее точно подходила для осуществления поставленной цели. Эта структура представляла возможность власти совершенно безнаказанно делать с гражданами все, что ей заблагорассудиться, -- произвольно арестовывать, отправлять в лагеря и тюрьмы, расстреливать. Отыскать правду и справедливость, найти виноватого было невозможно.  Структура представляла собой тип известной русской матрешки: поднял одну, а под ней вторая, поднял вторую, там третья, за третьей четвертая, пятая и так до бесконечности.

Верхняя часть называлась ОГПУ (объединенное государственное политическое управление), за ней шел НКВД (народный комиссариат внутренних дел), затем свою "нишу" в иерархии карательных органов занимал ГУЛАГ (главное управление лагерей). Внутри ГУЛАГА был образован Беломорско-Балтийский комбинат, а внутри комбината Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь. И вот внутри этой "матрешки" и создали Управление Беломорстроя, которому поручили строительство Беломорского канала.

Простому гражданину разобраться в этом организационном переплетении было трудно еще и потому, что руководители и там, и здесь были, как правило, одни и те же. Да и все это бюрократическое нагромождение вывесок было искусственным. За всеми ими реальным оставался только  концентрационный  лагерь-каторга. И на этой каторге к 1 мая 1930 года содержалось уже 171251 человек. Половина из них была заперта на Соловках, в лагере, превращенном к тому времени в громадный производственный комбинат из 12 отделений, словно раковая опухоль, распространившийся по всему Русскому Северу, на территориях нынешних Архангельской и Мурманской областей, а также Республики Карелия.

Беломорско-Балтийский канал

 

Решение о строительстве Беломорского канала было принято Советом Труда и Обороны СССР 3 июня 1930 года. Однако первоначально работы на северном участке канала предписывалось вести гражданскому ведомству --  Народному комиссариату путей сообщения. Однако и в этом случае и во всех других гражданское ведомство неизменно не успевало за ведомством карательным, за НКВД. И осенью 1931 года чекисты получили в свое распоряжение строительную площадку на протяжении всех 227 километров.

О том, каким темпом велась подготовка проекта, рабочих чертежей и строительства, нагляднее всего видно из следующей хроники:

1 июля 1931 года был утвержден эскизный проект канала.

1 августа 1931 года прямо на месте строительства началось составление технического проекта, который был утвержден только в феврале 1932 года.

Однако 16 октября 1931 года одновременно на всем протяжении будущего судоходного пути, от поселка Повенец, что на берегу Онежского озера, до селения Сорока (сегодня – город Беломорск) на Белом море, начались скальные и земляные работы.

Весной 1933 года (май-июнь) по новому Беломорско-Балтийскому каналу пошли первые пароходы. Первая судоходная навигация на канале официально открылась 30 августа 1933 года.

Такой высочайший, немыслимый темп строительства могли дать только десятки тысяч рабочих-каторжан. Их привозили в Карелию эшелонами со всей страны. И уже к концу 1931 года "населения" всей российской каторги оказалось мало для одного только канала. По некоторым данным, на его строительстве были заняты 160 тысяч заключенных.  Смертность среди строителей Беломорстроя достигала 19%. Тысячи человек обмораживались, калечились, поскольку вся работа проводилась вручную, становились инвалидами.

Но грубая физическая сила сама по себе не могла привести к успеху в сложном гидротехническом строительстве. Требовался точный конструкторский и инженерный расчет. Для этого искали по всей стране, арестовывали и забирали в лагерь на строительство любых необходимых здесь специалистов. Инженер-путеец в третьем поколении, представитель знатного российского рода Вяземских Орест Валерьянович Вяземский вспоминал, как после ареста, на следствии он спросил у следователя, в чем конкретно его обвиняют.  "Вы не были советским человеком", -- ответил следователь НКВД. Да, соглашается Вяземский. Я не люблю собраний, не читаю советских газет и не хожу на митинги. Значит, я не советский человек. И этого оказалось достаточным, чтобы Вяземского приговорили к пяти годам заключения в лагере.

После завершения работ на строительстве Беломорского канала О. В. Вяземского, как и других проектировщиков и инженеров наградили орденом и выпустили из лагеря.

Другой инженер К. М. Зубрик, также ставший орденоносцем и получивший известность оригинальными конструктивными разработками на Беломорском канале, в течение полутора лет после ареста (декабрь 1930 года)  не знал своего приговора и даже срока, который ему назначено провести в лагере. Ему забыли сообщить. Для НКВД это было неважным. И только в июне 1932 года по запросу жены он узнал, за что и на какой срок осужден. К. М. Зубрик также получил орден и был освобожден из заключения сразу же по завершении строительства Беломорско-Балтийского канала.

Следует сказать, что после того, как канал был введен в эксплуатацию, у 500 особо отличившихся строителей-заключенных сняли судимость и восстановили их в гражданских правах, 12484 заключенных были выпущены на свободу, а для 59516 человек сократили сроки заключения. Этим жестом власть словно бы подтверждала изначальную невиновность людей, отправленных на каторгу в качестве бессловесного и безропотного рабочего скота.

Никогда более подобной практики массового освобождения заключенных в СССР не применяли. Хотя сама идея, предложенная Н.А. Френкелем, которого затем потомки назовут "любимцем дьявола", и испытанная на строительстве Беломорского канала, властям СССР очень понравилась. После Беломорского канала в Карелии  началось строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, судоходного канала Москва-Волга и десятков иных комбинатов, заводов и городов. В 1935 году количество заключенных ГУЛАГА достигло одного миллиона человек.

Водный "метрополитен" Севера

 

Беломорско-Балтийский канал продолжает работать на экономику страны уже более 70 лет. И значение его трудно переоценить. Водным путем, о котором мечтал когда-то поморский купец Федор Антонов, идет снабжение крупнейших предприятий Кольского полуострова и Архангельской области из промышленных и торговых центров России.

Канал позволяет ускорить и удешевить товарообмен на всем Русском Севере. Достаточно сказать, что путь из Архангельска в Петербург через канал составляет 1248 километров, а вокруг Скандинавского полуострова 5167 километров.

Уже в 1933 году Беломорский канал позволил создать надежную защиту северных рубежей государства. До этого времени северо-арктическое побережье СССР практически никем не охранялось и не было защищено от возможного вторжения. Первыми судами, прошедшими по новой водной трассе, стали именно военные корабли. Поэтому Краснознаменный Северный флот, с его мощью современных надводных и подводных ракетных кораблей по праву считается  ровесником ББК. 

Беломорский канал пролегает по территориям трех муниципальных районов Республики Карелия. На его гидроузлах работают сегодня без малого тысяча квалифицированных специалистов. Все процессы прохождения судов здесь давно автоматизированы. Однако канал продолжает  непрерывную  реконструкцию. В 2007 году завершается её первый этап, в ходе которого  оставшиеся деревянные сооружения повсеместно заменяются железобетонными. Во время второго этапа реконструкции строители примутся за дамбы и плотины, а также заменят отдельные металлоконструкции и механизмы.

Современные работники Беломорского канала знают и помнят свою историю. Они публикуют различные очерки и статьи, создают музей, отмечают память строителей православными храмами и поминальными крестами. Канал и сегодня считается одним из лучших подобных предприятий в России.