Дистанционные мошенничества в Карелии носят массовый характер

По информации регионального Министерства внутренних дел, общий ущерб от преступлений, совершаемых удалённым способом, только в этом году превысил 23 миллиона рублей.

Как отмечают специалисты управления уголовного розыска МВД по Республике Карелия, наиболее распространены следующие способы дистанционных хищений средств:

1. Хищения со счетов банковских карт

Для совершения хищений по обозначенной схеме злоумышленники совершают звонки с номеров телефонов, зачастую начинающихся с цифр +7-495, +7-499, 8-800 (например, +74951203449), и представляются сотрудниками службы безопасности банков, при этом сообщают, что с вашей карты происходят списания денежных средств. В течение разговора активно используется банковская терминология («транзакции», «операции расходного типа по карте», «сохранение финансовых средств»). Далее просят назвать номер карты, остаток на счете, а после пароль (состоящий, как правило, из 6 цифр), поступивший потерпевшему в СМС-сообщении. С этого момента у потерпевших начинает происходить хищение денежных средств (для хищения преступники используют сервисы по моментальному переводу денежных средств с карты на карту, такие как pay2pay, card2card).

В другом варианте злоумышленники просят дойти до банкомата и обналичить все денежные средства для того, чтобы их сохранить, и внести их на якобы временный безопасный счет. В действительности денежные средства вносятся потерпевшими на «Яндекс» или «Киви» электронные кошельки, принадлежащие преступникам.

Возможен вариант рассылки СМС-сообщений на абонентские номера граждан от имени службы безопасности банка с текстом «Ваша карта заблокирована», «Перевод на сумму одобрен», «Покупка на сайте одобрена» и указаний контактного абонентского номера для обратной связи. В процессе последующей телефонной беседы с потерпевшим мошенник представляется сотрудником службы безопасности банка и поясняет, что произошел сбой системы, который привел к блокировке карты либо списанию денежных средств с карты по операции, которую потерпевший не производил. Для устранения неполадок мошенник предлагает потерпевшему при помощи банкомата произвести ряд операций, в ходе которых по указаниям преступника потерпевший подключает услуги «Мобильный банк» или «Интернет-банк». Далее мошенник узнает у потерпевших номер банковской карты, логин, пароль и коды подтверждения на переводы денежных средств в системе Интернет-банкинга (например, «Сбербанк Онлайн»), после чего разговор заканчивается. Затем мошенник, используя полученные данные, осуществляет перевод средств, имеющихся на карте потерпевшего, на иные карты и счета. Также злоумышленник может предложить потерпевшему перевести денежные средства «на счета банка» для сохранности на время сбоя системы, после чего потерпевший, действуя по указаниям преступника, переводит денежные средства со счета своей карты на счета абонентских номеров либо банковских карт мошенника.

2. Предложение предоплаты по интернет-объявлениям

В данном случае объявления о продаже какого-либо имущества либо недвижимости размещаются в сети Интернет самим потерпевшим. Преступник осуществляет мониторинг самых распространенных интернет-сайтов для размещения объявлений о товарах и услугах от частных лиц и компаний (Avito.ru, Auto.ru), после чего связывается с продавцом (потерпевшим) и сообщает, что готов приобрести продаваемое имущество и желает внести предоплату на банковскую карту. Далее мошенник получает от потерпевшего информацию о реквизитах карты (номер карты, срок ее действия, CVC/CVV-код) либо коды для осуществления операций по получению логина и пароля системы Интернет-банка, при этом сообщая потерпевшему, что указанные коды необходимы ему для осуществления перевода денежных средств. После получения данной информации злоумышленник через систему Интернет-банка самостоятельно осуществляет перевод денежных средств со всех счетов, имеющихся у потерпевшего. В некоторых случаях для перевода денежных средств злоумышленником могут быть использованы банковские мобильные приложения либо сервисы по переводу с карты на карту в сети Интернет.

3. Покупка через Интернет

Преступником на различных интернет-сайтах размещается объявление о продаже какого-либо товара либо предоставления услуг, а также указываются контактные телефоны либо электронный адрес для переписки. Зачастую мошенниками создаются интернет-сайты и страницы, являющиеся дубликатами настоящих. Зарегистрированы факты обмана потерпевших при покупках авиабилетов, путевок в санатории, заказа услуг по грузоперевозкам.

После этого злоумышленник в общении с потерпевшим под различными предлогами убеждает последнего осуществить предоплату за продаваемый товар или услугу, предоставляя ему номера банковских карт или счетов (указанная информация может также содержаться на сайтах-дубликатах). Потерпевший, введенный в заблуждение, самостоятельно перечисляет денежные средства на счета, указанные злоумышленником.

4. Родственник попал в полицию

При совершении мошенничеств по данной схеме преступники находят потерпевших путем случайного набора абонентских номеров городских или мобильных телефонов. В ходе разговора злоумышленник представляется потерпевшим от имени родственника либо сотрудника правоохранительных органов, сообщая собеседнику заведомо ложную информацию о том, что его родственник (чаще всего сын или внук) совершил уголовно-наказуемое преступление. Как правило, преступление связано с хранением наркотических средств, дорожно-транспортным происшествием со смертельным исходом, нанесением телесных повреждений. При этом преступник в ходе разговора выясняет все данные самого потерпевшего и его родственника, а также предлагает решить вопрос об освобождении родственника от уголовной ответственности за определенную сумму денежных средств. Денежными средствами мошенники завладевают следующими способами: через терминалы путем пополнения счетов абонентских номеров, счетов банковских карт, а также путем личного получения либо передачи через привлекаемых ими лиц, которыми зачастую выступают водители такси или лица, нанятые в качестве курьеров через сеть Интернет.

5. Предложение по выплате компенсации

При совершении мошенничеств по данной схеме преступники совершают звонки на телефоны потерпевших (как правило, стационарные) и, представляясь сотрудниками следствия, суда, прокуратуры, социальных служб, рассказывают о полагающейся компенсации за ранее приобретенные некачественные медицинские препараты, БАДы в связи с изменениями пенсионного законодательства и т.п. Однако для получения компенсации необходимо оплатить комиссию, налог, а также перевозку денежных средств на бронеавтомобиле. Преступники обещают весьма крупные суммы, которые варьируются от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.

6. Взлом страницы в социальных сетях

На вашу страницу социальной сети («ВКонтакте», «Одноклассники») поступает сообщение от родственника или знакомого с просьбой одолжить денежные средства или оказать финансовую помощь в связи с предстоящей операцией или другой сложной жизненной ситуацией. Далее происходит переписка, в ходе которой преступники направляют номер карты, на которую необходимо перечислить денежные средства. Имеются факты, когда потерпевшим приходили фото карт с символикой банка и данными их знакомых. На самом деле фотографии карт смонтированы на компьютере при помощи специальных программ, а указанные на них номера карт являются расчетными счетами, принадлежащими преступникам.